Кузнецова Татьяна Николаевна

учитель русского языка и литературы 
города Вышний Волочек Тверской области

Ученикам

Главная » Ученикам » УРОКИ - ПРЕЗЕНТАЦИИ

Урок внеклассного чтения по сказкам Андерсена
[ Скачать с сервера (54.0 Kb) ] 10.12.2014, 22:45

 

ФИО учителя:  Кузнецова Татьяна Николаевна

Место работы: МОБУ «Лицей №15» г. Вышний Волочёк Тверской области

Предмет: литература

Класс:5

Тип урока: внеклассное чтение

Форма урока: гостиная сказочных героев

 

Целевые установки на достижение результата:

- личностные:  мотивировать обучающихся на чтение художественной литературы, подвести учащихся к пониманию и осознанию представлений о добре и зле, приобщить учащихся к нравственным ценностям, формировать умение давать нравственную оценку поступкам героев.

- метапредметные:

•          Коммуникативные: формулировать и уметь отстаивать собственное мнение и собственную позицию, аргументировать свою точку зрения,  способствовать формированию чувства коллективного сотрудничества, осуществлять взаимоконтроль.

•          Регулятивные: развивать навыки целеполагания, уметь самостоятельно оценивать правильность выполнения заданий.

•          Познавательные: развивать умение проводить наблюдение,  делать выводы и умозаключения на основе аргументации.

- предметные: расширить представления о понятии «литературная сказка», закрепить знания об особенностях жанра сказки, уметь давать характеристику героям, подбирать эпитеты, характеризующие персонажей сказки; создавать условия для развития творческих способностей учащихся: составить текст, используя цитату из литературного произведения.

Формы организации работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска,

компьютерная презентация,

рисунки детей,

записи песен («Бумажный солдат», «Лесной олень»),

музыка («Военный марш» Свиридова, вальс Свиридова),

фрагмент фильма «Снежная королева»,

два зонта, свечи, красные скатерти, ковер в середине классной комнаты.

 

(Дети сидят группами по 5-6 человек, на столах красные скатерти, свечи)

Опережающее  домашнее задание:

чтение сказок Ганса Христиана Андерсена, рисунки к любимым сказкам.

Индивидуальные задания:

биография Андерсена, монологи сказочных персонажей, наизусть отрывки из сказок.

Ход урока

I. Звучит музыка.

Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня наш урок будет проходить в необычной обстановке, в гостиной сказочных героев. Через несколько мгновений мы окажемся в чудесном мире, в мире Великого сказочника Г.Х. Андерсена.

С раннего детства и всю жизнь живут с нами стойкий оловянный солдатик, милая Дюймовочка, Гадкий утенок, Русалочка, Кей и Герда.

Нет сомнений, что чтение сказок Андерсена доставляет нам много счастливых минут. Как на крыльях они уносят нас в воображаемый мир сказочника, заставляют дивиться богатству его выдумки. Сказки Андерсена – это чудо, сотворенное гением.

В них есть все, что должно всегда жить в человеке: уважение к мужеству, доброта, и сочувствие всем, кому плохо, любовь к людям, презрение к несправедливости.

В этих сказках рядом живут смех и слезы, горе и радость – все, как в настоящей жизни.

Андерсен понимал, что даже самая волшебная сказка должна отражать жизнь.

А жизнь этот необыкновенный человек знал очень хорошо.

 

II. Подготовленные учащиеся рассказывает биографию Андерсена.

Учитель. Посмотрите на портрет писателя. Хорошо виден его большой лоб, орлиный тонкий нос и умные глаза. Его лицо излучает ум и доброту.

Я хочу вас познакомить с Оле-Лукойе, которого придумал Андерсен. Слайд 1.

(Ученица читает начало сказки «Оле-Лукойе»)

Учитель. Добрый волшебник Оле-Лукойе сегодня у нас в гостях. Давайте послушаем, какую историю он нам расскажет.

(Оле-Лукойе раскрывает зонтики и рассказывает о себе и историю любви Андерсена)

Вот и я. Вы меня, наверняка, узнали. Я – Оле-Лукойе, я сказочник. Никто на свете не знает столько сказок, сколько знаю их я.

Я никогда ни к кому не прихожу по приказу или за деньги. Я рассказываю свои сказки, свои истории, похожие на сказки, только хорошим людям. Для вас я принес очень интересную историю, историю жизни человека, который стал королем, не имея короны, и покорил весь мир, даже не умея держать в руках меч.

Ему с детства внушали, что из такого бедняка, как он, «ничего не выйдет». Но он стал великим сказочником, имя его известно всему миру.

Но был ли он счастлив?

В юности Андерсен полюбил красивую девушку, но она, хотя и любила его тоже, вышла замуж за другого. Еще бы! Ведь она была богата и знатна, а он – всего-навсего сын башмачника. И так повторялось не раз: когда сказочник думал, что нашел свое счастье, судьба обманывала его. А как хотелось знаменитому писателю и очень одинокому человеку, чтобы хоть одна женщина совершила для него, некрасивого и небогатого, то, что делала для любимого Русалочка, у которой был рыбий хвост, но любящее человеческое сердце!

Русалочка. Пение, монолог о себе, составленный по сказке.

Учитель.

Это сказка о самоотверженной, бессмертной любви. Образ Русалочки неразрывно связан с родиной Андерсена, Данией. Не случайно изящная скульптура, изображающая Русалочку, высится у входа в порт столицы Дании, города Копенгагаен.

Слайд 2.

В своих сказках Андерсен также воспевает храбрость, мужество, упорство, стойкость.

Звучит «Военный марш» Г.Свиридова.

Стойкий оловянный солдатик.

(Выходит, маршируя, читает монолог, составленный по сказке)

Учитель. Оловянный солдатик погибает, но не изменяет своему долгу, ибо стойкость – главное качество его натуры. Маленькое оловянное сердце стало символом верности долгу и любви, а сам оловянный солдатик – символ мужества и воли.

Именно образ оловянного солдатика из сказки Андерсена лег в основу песни «Бумажный солдат» известного поэта и певца Булата Окуджавы.

Звучит песня «Бумажный солдат».

Учитель.

Великий сказочник вполне серьезно уверил, что «нет сказок лучше тех, которые создает сама жизнь».

Иногда … даже цветы рассказывали ему самые невероятные сказочные истории.

Маленькая Ида.

Я – маленькая Ида. Однажды я проснулась среди ночи и услышала красивую музыку. Заглянула в соседнюю комнату и увидела, что цветы очень мило танцевали: они то становились в круг, то, взявшись за длинные зеленые листочки, точно за руки, кружились парами. Через некоторое время дверь отворилась, и в комнату вошла еще целая толпа цветов. Я никак не могла понять, откуда … /далее по тексту/ … просто загляденье.

Так я оказалась на балу цветов.

Звучит вальс Свиридова.

(Ида танцует).

Звучит музыка и выходит девочка в костюме Дюймовочки и говорит:

«Прощай, ясное солнышко, прощай! Больше я никогда не увижу тебя! Прощай, милый красный цветочек! Кланяйся от меня ласточке, если увидишь ее! Прощай!»

Учитель.

Ребята, вы узнали героиню сказки?

Монолог Дюймовочки.

Я – дюймовочка, девочка, которая родилась из цветка… Я была такая маленькая…  Скорлупка грецкого ореха служила мне колыбелью, голубые фиалки – матрацем. А лепестки розы – одеялом. Все это было так прелестно, так мило!

Но однажды ночью, когда я лежала в своей колыбельке, через разбитое окно пролезла большая жаба, мокрая, безобразная! Она прыгнула прямо на стол, где я спала и … о, ужас! Она взяла кроватку вместе со мной и поскакала в сад. С той поры мне пришлось побывать в обществе жаб, майских жуков, полевой мыши, ласточки и слепого крота. Одни из них были малосимпатичными. Другие – добрыми, отзывчивыми, приветливыми. Особенно ласточка, которой я помогла в холодную зиму. И теперь каждую весну, когда распускаются цветы, появляюсь и я…

Звучит отрывок из песни «Лесной олень».

Учитель.

Вернись, лесной олень, по моему хотению.

Умчи меня, олень, в свою страну оленью,

Где сосны рвутся в небо,

Где быль живет и небыль,

Умчи меня туда, лесной олень.

Героиня какой сказки могла бы спеть эту песню?

( Герда из сказки «Снежная королева»)

- Расскажите, что случилось с героями этой сказки.

/ Выступления детей /

- Сейчас мы вместе с Гердой отправимся во дворец Снежной королевы для того, чтобы освободить Кая.

Просмотр фрагмента из кинофильма «Снежная королева». Финал сказки,

10 минут.

Учитель

- Почему Герде удалось преодолеть все трудности и освободить Кая?

(Маленькая девочка сумела растопить ледяное сердце Кая, оказалась сильнее Снежной королевы, потому, что умела любить. Добро в сказке побеждает зло).

 

Викторина «Что? Где? Когда?

Ребята, в заключение нашего урока я хочу провести маленькую викторину по сказкам Андерсена. Каждая группа, сидящая за одним столиком, получает вопросы, обсуждает и дает ответы.

 

Вопросы.

1. В какой сказке говорится о совершенно неизвестном медицине способе появления на свет… из ячменного зерна?

/ «Дюймовочка» /

2. В какой сказке говорится о весьма плодотворном методе тестирования с целью выявления принадлежности к королевской фамилии?

/ «Принцесса на горошине» /

3. Какой строительный материал, если верить сказке Андерсена «Соловей», использовался в Китае?

/ Фарфор /

4. Какое слово нужно было сложить Каю, чтобы выбраться из чертогов Снежной королевы?

/ Вечность /

5. Кто помог русалочке стать девушкой с красивыми стройными ногами?

/ Морская ведьма /

6. Что взяла морская ведьма у Русалочки взамен за свой колдовской напиток?

/ Чудесный голос /

7. Сколько братьев было у Элизы?

/ Одиннадцать /

8. «Паспорт есть? – спросила она, - Давай паспорт!»

Кто она? В какой сказке это было?

/ Большая крыса спрашивает у оловянного солдатика /

9. Что было самой дорогой наградой для соловья за его замечательные песни?

/ Слезы слушателей /

10. Вспомните сказку «Сундук-самолет». Что подарила принцесса купеческому сыну после первой встречи с ним?

/ Саблю, всю выложенную червонцами /

11. Какому герою (из какой сказки) принадлежат слова:

- Видишь вон то старое дерево? Оно внутри пустое. Заберись наверх, увидишь дупло, влезь в него и спускайся до самого низа. А перед тем я обвяжу тебя веревкой вокруг пояса, и, когда ты мне крикнешь, я тебя вытяну.

/ Ведьма. «Огниво» /

12. Какому герою (из какой сказки) принадлежат слова:

- Так и быть, - сказала она затем, - возьми назад свои меховые сапожки – будет ведь холодно! А муфту уже я оставлю себе, больно она хороша! / Маленькая разбойница из сказки «Снежная королева» /

Ребята, урок подходит к концу. Мы прощаемся с героями сказок Андерсена. Мне хочется поблагодарить вас за хорошую работу, за ваши замечательные рисунки. (Лучшие я повесила на доску).

Скажите, чему нас учат сказки Андерсена?

/ Разбираться в людях, учат ненавидеть ложь и несправедливость, помогают понять, что такое Правда, Красота, Любовь, вселяют в нас веру, что добро всегда побеждает зло /.

Ученик и ученица читают стихотворение.

1. Жаль, невозможно все книжки прочесть

Про благородство, про верность, про честь.

 

2. Еду на бал в золоченной карете,

Где же мой принц, всех прекрасней на свете?

 

1. Я путешественник, я на Памире,

В Лондоне хмуром и знойном Алжире.

Вот я скачу на горячем коне…

Или все это привиделось мне?

 

1. Жаль, невозможно все книжки прочесть

Книги, спасибо за то, что вы есть!

 

Учитель.

Пришло время Оле-Лукойе закрыть свои зонтики и погасить свечи.

Наш урок закончился.

Звучит музыка, Оле-Лукойе закрывает зонтики, гасит свечи.

Дети уходят.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: УРОКИ - ПРЕЗЕНТАЦИИ | Добавил: филолог
Просмотров: 3546 | Загрузок: 132 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]